понедельник, 28 февраля 2011 г.

Отель «Челси» - легенда Нью-Йорка

В прошлом году классик американского кино Абель Феррара снял документальный фильм об отеле «Челси» – официальной достопримечательности Нью-Йорка. Здесь останавливались, кутили и бушевали литературные, музыкальные и киношные знаменитости Америки –  от Марка Твена до Чарльза Буковски, Патти Смит, Дениса Хоппера и Милоша Формана. Кинорежиссер и сам не раз останавливался в отеле, события прошлого он восстановил, интервьюируя нынешних и прошлых жильцов. Для всех них «Челси» – больше, чем отель.

«Лучшее место отдыха для необычных людей» – так говорят об отеле Chelsea. Эдит Пиаф, Теннесси Уильямс, Генри Миллер, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Джими Хендрикс останавливались, любили и жили здесь. Сара Бернар любила спать в гробу в номере на седьмом этаже. Здесь давал свое первое интервью журналу Rolling Stone Том Уэйтс.

Первое, что чувствуешь, когда входишь в мрачный готический холл, – что реальность осталась позади. Словно оказываешься во сне, темном и будоражащем. Угрюмые картины на стенах, причудливые скульптуры… За стойкой красного дерева – пожилые угрюмые клерки, такие бледные, что кажется, будто они много лет не видели солнца.

И хотя лица здесь меняются вместе с временами, дух отеля остается неизменным. Челси – это настоящий дом-призрак. Балконы отеля, как и прежде, украшают кованые подсолнухи, а вычурная мраморная лестница поднимается к стеклянному куполу на крыше. Никаких изменений c 1884 года!

Тогда это был первый нью-йоркский жилой комплекс класса «люкс»: в те времена 23-я улица была фешенебельным театральным районом. Квартиры от одной до семи комнат, пентхаузы, высокие потолки и камины. Но такая роскошь не окупалась. В 1905 году отель перестроили, 400 комнат нового отеля приняли первых постояльцев. Его элегантность привлекала художников и артистов, которые, однако, не всегда платили по счетам, и в 1939 году произошло второе банкротство Chelsea. Но отель был спасен еврейским бизнесменом Дэвидом Бардом. Под его управлением Chelsea расцвел, а в 60-е за ним утвердилась слава rock-n-roll-отеля, принимавшего в своих стенах таких непростых гостей, как Джим Моррисон, Боб Дилан и Джими Хендрикс.

В конце 60-х в баре отеля едва ли не каждую ночь можно было видеть такую картину: на высоком стуле, покручивая усы и наблюдая за окружающими, сидел Сальвадор Дали, а у его ног лежал гепард в бриллиантовом ошейнике.

Каждый номер отеля имеет свою историю, самый известный – сотый. В нем утром 11 октября 1978 года икона панк-рока Сид Вишес обнаружил свою подружку Нэнси зарезанной в ванной. Сида арестовали по обвинению в убийстве, а через несколько месяцев он умер от передозировки – хотя его оправдали, желания жить у Сида больше не было. Готовясь к съемкам в фильме «Сид и Нэнси», актер Гэри Олдмен тоже жил в этом номере. Правда, теперь комнаты №100 уже нет – чтобы ослабить поток посетителей с поминальными свечами, ее разделили на несколько маленьких.

Стены кабинета менеджера отеля Стэнли Барда оклеены выцветшими фотографиями: Бард с Артуром Миллером, Бард с Эдом Кохом. «Это больше чем отель, – говорит он. – Мы хотим, чтобы людям вроде Миллера или Итана Хоука было здесь хорошо. Мы пытаемся защитить их от внешнего мира и создать атмосферу, в которой они могут творить». Бард рассказывает, как после разрыва с Мэрилин Монро сюда переехал Миллер: «Артур чувствовал себя просто ужасно – его сердце было разбито. Но здесь он быстро пришел в себя и снова начал работать».

К столетию отеля в 2005 году Бард, которому сейчас за семьдесят, написал книгу. «Чего здесь только не было, – вспоминает он. – Однажды отель любезно предоставил кров Брендану Биэну – после того, как другие нью-йоркские гостиницы закрыли двери перед звездой ирландской драматургии: большой любитель виски, Биэн разносил апартаменты, чудовищно скандалил и оскорблял персонал. Он был настоящим пьяницей, от которого постоянно несло виски, но, признаться, Биэн не очень выделялся на общем фоне – тут все такие».

Амфетаминовая  королева и муза Энди Уорхола Эди Седжвик, которую тот снял в фильме Chelsea Girl, была настоящей девушкой «Челси», яркой и необыкновенной. Ее безумные глаза и угловатая фигура вдохновляли многих. Боб Дилан посвятил ей песню «Just Like a Woman». Эди все время тусовалась с Бобом Диланом, Лу Ридом и Джимом Моррисоном, потребляя огромные дозы наркотиков. «Хорошая, очень красивая девушка, – говорит Бард. – Но каким же трудным человеком она была!» Мягко сказано. За те два года, что Эди жила в отеле, она устроила в своем номере несколько пожаров – наглотавшись валиума, засыпала с сигаретой. А однажды чуть не спалила весь отель.

«Я эту ночь никогда не забуду. Это был далеко не первый пожар, который она учинила, но, пожалуй, самый сильный, – рассказывает Джудит Чайлдс, которая жила здесь в 60-х. – Мой номер был как раз напротив Эди, я только что забрала мужа из больницы, чтобы он мог спокойно умереть здесь, а через час началась эвакуация. Эди была едва жива, когда ее вытащили из номера. А ее бедная кошка сгорела в огне – вот это настоящая трагедия!»

После смерти Эди прошло много лет, но все равно образ «девушки Chelsea» притягивает людей. «Я прихожу сюда из-за Эди, – говорит дизайнер Залди Гоко, работавший с Гвен Стефани. – Отель завладел моим сознанием. Все эти драмы, пожары, безумства… Этого и сейчас здесь предостаточно. Вокруг бродят настоящие сумасшедшие. Это очень странное место. Даже местные собаки и кошки ненормальные».

Сумасшествия хватает и в любовных историях, которые разворачивались здесь. В «Челси» познакомились Джек Керуак и Гор Видал – самая эффектная гей-пара 50-х. Гор писал в своих мемуарах: «Мы подошли друг другу, как две части одной головоломки». Теннесси Уильямс считал, что «Челси» очень подходит на роль «дома, где разбиваются сердца».

Сплетни и легенды о звездах, которые предавались романтическим играм в Chelsea, вдохновляют новые и новые поколения художников. Но реальность выглядит гораздо жестче, чем романтичные мифы. «Нет никакой загадки в том, почему в 60-х все так стремились сюда. Чтобы заниматься сексом! Именно поэтому Энди Уорхол тусовался здесь. Это было что-то вроде марокканского борделя. Джордж Харрисон не вылезал отсюда, потому что проводил время с какой-то птичкой после того, как женился на Пэтти Бойд, совершенно не подозревая, что тем временем Пэтти развлекалась с Эриком Клэптоном», – вспоминает один из постояльцев отеля того времени.

«Chelsea – это секс, – соглашается Джим Склавунос, барабанщик из группы Ника Кейва. – Как и многие в семидесятых, я приходил сюда для того, чтобы обрести рай, а находил лишь одиночество. Я жил в комнате размером с гроб, с грязными стенами и сломанной кроватью. Каждый день я дрался с Ником, пока Аллен Гинзберг разносил холл. Но в оргиях я не участвовал – был слишком стеснителен. Я проводил время под LSD, разговаривая с тараканами или обивая пороги ирландских баров в округе». И тем не менее Джим признает, что Chelsea стал для него настоящим магнитом: «В начале 90-х мне надоел Нью-Йорк, и я сбежал в Лос-Анджелес, но очень быстро вернулся обратно. Знаете ли, Chelsea притягивает».

И сегодня отель «Челси» продолжает привлекать искателей приключений, мечтателей и аутсайдеров. Треть номеров занята постояльцами. Именно сюда вернулся актер Итан Хоук после расставания с Умой Турман. Том Уэйтс приезжает сюда снова и снова – говорит, чувствует себя здесь как дома. «Челси» можно сравнить разве что с не менее легендарным «коллегой» – отелем «Калифорния». И в том, и в другом, как пела группа Eagles, «можно в любой момент попросить счет, но так никогда не уехать».

5 комментариев:

  1. До прочтения этого поста, не слышал про отель "Челси". Если доведется побывать в Нью-Йорке когда-нибудь, посмотрю эту достопримечательность.

    ОтветитьУдалить
  2. Былинный отель, да.

    ОтветитьУдалить
  3. Легендарное место, надеюсь побывать там.

    ОтветитьУдалить